Осознанная деятельность педагога должна базироваться на представлении планируемого результата, на четко поставленных целях, продуманных действиях по реализации цели.
Схематично все действия традиционно укладываются в цикл:
1. Всякое начало должно опираться на реальную оценку ситуации. Поэтому начинаем обязательно с описания ситуации в классе. Составляем характеристику класса. В этой работе можно учесть диагностику психолога, если таковая имеется.
Важно на этом этапе выделить группы детей в классе (по интересам, по общим проблемам, по возрастным категориям и пр.) Материал для исследования можно найти в описании УУД и в разделе «планируемые результаты» учебных программах по ФГОС, только мы будем рассматривать те варианты из планируемых результатов, от которых очень далеки наши воспитанники (стр. 10-12, 102-103, 210 – 228 по ссылке: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 16.11.2015).
Составляем себе таблицу.
Группы (для примера, вариантов может быть больше)
|
Фамилии учащихся
|
Низкий уровень самоконтроля
|
|
Отсутствие навыков взаимодействия в группе
|
|
Низкая мотивация и пр.
|
2. Теперь мы знаем наши «болевые» точки. Исходя из данности формулируем ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Цель у нас может быть одна и глобальная – «создание условий для развития каждого…», но задачи должны быть предельно ясными и вытекать из анализа ситуации по классу.
Расширяем таблицу.
Группы |
Фамилии учащихся |
Воспитательная задача |
Низкий уровень самоконтроля |
|
Формировать навыки самоконтроля |
Отсутствие навыков взаимодействия в группе |
|
Организовать практикум для передачи способа успешного взаимодействия и приобретения навыков общения. |
Низкая мотивация и пр. |
|
Формирование интереса к учебной деятельности через системный анализ и организацию целеполагания. |
3. Теперь у нас есть вектор движения, и мы понимаем, что хотим. Необходимо понять, КАК мы это можем делать, какие СРЕДСТВА у нас есть в арсенале.
Рассмотрим три направления:
1. Работа самого педагога:
a. Изменения в понимании своих собственных ориентиров и целевых установок относительно класса – обязательное условие.
b. Цели должны быть не просто написаны – они должны быть значимы для учителя или классного руководителя на личностном уровне. Иначе дальнейшее можно даже не читать – нет смысла.
Допустим, Вам все это, описанное в предыдущей таблице, действительно ОЧЕНЬ ВАЖНО.
c. Педагог имеет в арсенале средств немало: УРОК, КЛАССНЫЙ ЧАС, ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, МОЖЕТ ПРИВЛЕКАТЬ ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО. И это далеко неполный перечень.
2. Работа с родителями:
Ваши цели должны стать и ИХ целями тоже. Родители должны понимать все, что происходит в детском коллективе не с позиции наблюдателя, а с позиции участника процесса.
a. Целеполагание на родительском собрании.
Пусть родители в группах НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ответят на вопрос «Какими они видят своих детей в конце учебного года в результате обучения и воспитания?» Теперь сопоставляем результаты групповой работы родителей с собственными целями, находим точки пересечения, отметаем недостижимые и относительные цели, формулируем конкретный короткий список достижимых целей (фиксируем в протоколе РС).
Поясняем ежегодно свои стратегические направления воспитательной работы, а на родительских собраниях в течение года описываем процесс роста, проблемы, разъясняем свои действия, конкретизируем, как и в чем требуется родительская помощь.
b. Родительский лекторий (расширение представлений родителей о возрастной норме, о способах взаимодействия с детьми). Родитель должен понимать, ЧТО происходит с ребенком, является ли происходящее проявлением возрастной нормы.
c. Учитываем, что родительское собрание нужно не для того, чтобы рассказывать об отклонениях от нормы (для этого есть индивидуальная беседа), а для того, чтобы представить норму и способы действия для ее достижения.
d. Помним о потрясающей силе совместного дела (общее участие в празднике - День волшебного печенья, Масленица, например).
e. При любом взаимодействии важен принцип: в основе лежит содержательное общение без обвинений (есть проблема – ищем пути решения).
3. Работа с учащимися.
Кто же не работает с ними? Иначе кому это все? Все ради детей. Но не будет воспитательного результата, если дети в этом процессе - объекты воздействия педагогов и родителей, а не субъекты в деятельностном залоге.
Ваша и родительская задача должна быть принята ребенком: работаем над целеполаганием учащихся – контролируем продвижение. На помощь приходит система работы с портфолио. Портфолио понимаем не как место для хранения грамот, а как собрание реальных достижений (а это лист самооценки [1] с систематическими пометками роста).
Все продуманные формы дадут результат только в том случае, если ребенку предоставляется возможность ДЕЙСТВОВАТЬ: участвовать в групповой работе, анализировать тексты и действия, формулировать идеи и выводы от себя, соотносить действие с нормой, отвечать за свои действия, оценивать свой результат, планировать.
Рассматриваем под лупой эти три направления (действия педагога, действия родителей, организованная деятельность учащихся), так как пересечение всех действий в купе дает непосредственное решение поставленных задач и результат.
Нам надо проставить необходимые шаги, т.е. расписать КАК через три направления можно решать наши выдвинутые задачи.
Расширяем таблицу, собираем все возможные действия по каждой задаче.
Стратегические направления будут продуманы.
Группы |
Фамилии учащихся |
Воспитательная задача |
Способы реализации (как) |
Низкий уровень самоконтроля |
|
Формировать навыки самоконтроля |
- работа по развитию способности организации действия в системе на уроках: Сопоставление планируемого и реального результата, - работа с планом; - упражнение в контроле выполнения алгоритма через знаковую систему; - действия самоконтроля и самооценки по заданным критериям. Включение всего вышеперечисленного в урочную, внеурочную деятельность. См. программу по предметам, включаю в рабочую программу конкретно на каких уроках это реально и необходимо. Система работы с портфолио. Использование технологических карт на уроках. Взаимодействие с родителями. Лекторий для родителей. Как делать уроки.
|
Отсутствие навыков взаимодействия в группе |
|
Организовать практикум для передачи способа успешного взаимодействия и приобретения навыков общения. |
Лекторий для родителей по темам: - агрессивное поведение; - детские манипуляции и ложь; - как помочь ребенку наладить контакт; - или др. по запросу родителей или исходя из круга проблем. Групповые занятия с психологом, например, по знакомству с эмоциональной сферой (согласовываем с психологом). Классные часы: - игры на сближение, доверие; - «Я среди других»; - «Самооценка»; - «Как не подраться, если обижают»; - «Кто обзывается, тот …». Включение парной и групповой работы в урочную деятельность. В системе – анализ способа взаимодействия в группе с акцентом на положительном опыте (выявление того, почему получилось…) Подготовка внеклассных мероприятий: независимо от общешкольного плана хотя бы одно глобальное дело должно стать объединяющим – спектакль к празднику, поздравление мамам, свой концерт в классе под НГ, участие в фестивале, в неделе науки… (выбери возможное и дерзай). Организация командных игр по строгим общим правилам(на прогулке в ГПД, в перемену, на уроках физкультуры/ гимнастики, на классном часе, в поездке или походе). Проектная деятельность Общие выезды(на природу или в дальнюю поездку) с обязательным общим игровым сбором. Участие в олимпиаде «Парки. Музеи.Усадьбы.»
|
Низкая мотивация и пр. |
|
Формирование интереса к учебной деятельности через системный анализ и организацию целеполагания. |
Работа с портфолио уч-ся. В системе классных часов 1-2 раза в месяц. Включение познавательных интересных игровых заданий, планирование экскурсионной работы под учебную программу. Проектные работыза рамками урока (ВНД), Выявление причин, контакт с психологом и родителями. Использование технологических картна уроках (позволяет ставить малые достижимые цели на каждом этапе урока). Включение целеполагания, самооценки, задачной формы обучения в урок.
|
Низкий уровень речевого развития |
|
Развитие познавательной сферы, развитие речи учащихся. |
Взаимодействие с логопедом. Лекторий для родителей: -как научить Вашего ребенка выступать публично. Групповая работа. Представление возможности реализовывать речевую практику(монологические выступления, мини-проекты в уроке). Сочинения по впечатлениям после экскурсионной поездки, презентация результатов проектов. Классные часы: -работа с пониманием текста; -работа с притчами; -тематические классные часы по календарным событиям. Участие в общешкольных мероприятиях. |
Весь перечень приведен для примера.
Понятно, что перечень получится неполный, здесь в таблице варианты даны для примера. У каждого педагога должен получиться свой набор проблем для класса, а так же и средств, арсенал возможностей, у каждого будет свой. Но чем конкретнее способы и формы продуманы, тем реальнее будет план для воплощения.
4. Завершаем работу составлением сетки и циклограммы, где помесячно расписано каждое действие из вышепредставленной таблицы.
Добавляем в нашу таблицу мероприятия из общешкольного плана по календарным праздникам и событиям (плюс думаем о том, какие задачи мы сможем решить через эти направления).
Помним о добрых делах, спортивных праздниках, традициях школы.
Учитываем методические рекомендации в рамках школы.
|
|
Задача 1 |
Задача 2 |
Задача 3 |
Сентябрь |
- работа педагога(-ов):
- работа с родителями;
- практикум уч-ся. |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
Классному руководителю полезно обсудить свои задачи и стратегию их решения со всеми педагогами, работающими с этим классом.
В итоге, получим реальный, продуманный и обоснованный план воспитательной работы, не формальный, не скопированный, а созданный под конкретный класс с комплексом мер для решения проблем.
Стратегию переводим в тактику.
Будет ли он реализован? А здесь см. пункт 3.1.а,b.