Слово учителю (Сетевое издание Городского методического центра) 19.09.2017

Максимова Ю.Ю. Алгоритм создания реального плана воспитательной работы без формального подхода

Максимова Ю.Ю. Алгоритм создания реального плана воспитательной работы без формального подхода

Максимова Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР НОО,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2090»,

Осознанная деятельность педагога должна базироваться на представлении планируемого результата, на четко поставленных целях, продуманных действиях по реализации цели.

Схематично все действия традиционно укладываются в цикл:

1. Всякое начало должно опираться на реальную оценку ситуации. Поэтому начинаем обязательно с описания ситуации в классе. Составляем характеристику класса. В этой работе можно учесть диагностику психолога, если таковая имеется.

Важно на этом этапе выделить группы детей в классе (по интересам, по общим проблемам, по возрастным категориям и пр.) Материал для исследования можно найти в описании УУД и в разделе «планируемые результаты» учебных программах по ФГОС, только мы будем рассматривать те варианты из планируемых результатов, от которых очень далеки наши воспитанники (стр. 10-12, 102-103, 210 – 228 по ссылке: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 16.11.2015).

Составляем себе таблицу.

Группы (для примера, вариантов может быть больше)
Фамилии учащихся
Низкий уровень самоконтроля
Отсутствие навыков взаимодействия в группе
Низкая мотивация и пр.

2. Теперь мы знаем наши «болевые» точки. Исходя из данности формулируем ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Цель у нас может быть одна и глобальная – «создание условий для развития каждого…», но задачи должны быть предельно ясными и вытекать из анализа ситуации по классу.

Расширяем таблицу.

Группы

Фамилии учащихся

Воспитательная задача

Низкий уровень самоконтроля

Формировать навыки самоконтроля

Отсутствие навыков взаимодействия в группе

Организовать практикум для передачи способа успешного взаимодействия и приобретения навыков общения.

Низкая мотивация и пр.

Формирование интереса к учебной деятельности через системный анализ и организацию целеполагания.

3. Теперь у нас есть вектор движения, и мы понимаем, что хотим. Необходимо понять, КАК мы это можем делать, какие СРЕДСТВА у нас есть в арсенале.

Рассмотрим три направления:

1. Работа самого педагога:

a. Изменения в понимании своих собственных ориентиров и целевых установок относительно класса – обязательное условие.

b. Цели должны быть не просто написаны – они должны быть значимы для учителя или классного руководителя на личностном уровне. Иначе дальнейшее можно даже не читать – нет смысла.

Допустим, Вам все это, описанное в предыдущей таблице, действительно ОЧЕНЬ ВАЖНО.

c. Педагог имеет в арсенале средств немало: УРОК, КЛАССНЫЙ ЧАС, ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, МОЖЕТ ПРИВЛЕКАТЬ ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО. И это далеко неполный перечень.

2. Работа с родителями:

Ваши цели должны стать и ИХ целями тоже. Родители должны понимать все, что происходит в детском коллективе не с позиции наблюдателя, а с позиции участника процесса.

a. Целеполагание на родительском собрании.

Пусть родители в группах НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ответят на вопрос «Какими они видят своих детей в конце учебного года в результате обучения и воспитания?» Теперь сопоставляем результаты групповой работы родителей с собственными целями, находим точки пересечения, отметаем недостижимые и относительные цели, формулируем конкретный короткий список достижимых целей (фиксируем в протоколе РС).

Поясняем ежегодно свои стратегические направления воспитательной работы, а на родительских собраниях в течение года описываем процесс роста, проблемы, разъясняем свои действия, конкретизируем, как и в чем требуется родительская помощь.

b. Родительский лекторий (расширение представлений родителей о возрастной норме, о способах взаимодействия с детьми). Родитель должен понимать, ЧТО происходит с ребенком, является ли происходящее проявлением возрастной нормы.

c. Учитываем, что родительское собрание нужно не для того, чтобы рассказывать об отклонениях от нормы (для этого есть индивидуальная беседа), а для того, чтобы представить норму и способы действия для ее достижения.

d. Помним о потрясающей силе совместного дела (общее участие в празднике - День волшебного печенья, Масленица, например).

e. При любом взаимодействии важен принцип: в основе лежит содержательное общение без обвинений (есть проблема – ищем пути решения).

3. Работа с учащимися.

Кто же не работает с ними? Иначе кому это все? Все ради детей. Но не будет воспитательного результата, если дети в этом процессе - объекты воздействия педагогов и родителей, а не субъекты в деятельностном залоге.

Ваша и родительская задача должна быть принята ребенком: работаем над целеполаганием учащихся – контролируем продвижение. На помощь приходит система работы с портфолио. Портфолио понимаем не как место для хранения грамот, а как собрание реальных достижений (а это лист самооценки [1] с систематическими пометками роста).

Все продуманные формы дадут результат только в том случае, если ребенку предоставляется возможность ДЕЙСТВОВАТЬ: участвовать в групповой работе, анализировать тексты и действия, формулировать идеи и выводы от себя, соотносить действие с нормой, отвечать за свои действия, оценивать свой результат, планировать.

Рассматриваем под лупой эти три направления (действия педагога, действия родителей, организованная деятельность учащихся), так как пересечение всех действий в купе дает непосредственное решение поставленных задач и результат.

Нам надо проставить необходимые шаги, т.е. расписать КАК через три направления можно решать наши выдвинутые задачи.

Расширяем таблицу, собираем все возможные действия по каждой задаче.

Стратегические направления будут продуманы.

Группы

Фамилии учащихся

Воспитательная задача

Способы реализации

(как)

Низкий уровень самоконтроля

Формировать навыки самоконтроля

- работа по развитию способности организации действия в системе на уроках:

Сопоставление планируемого и реального результата,

- работа с планом;

- упражнение в контроле выполнения алгоритма через знаковую систему;

- действия самоконтроля и самооценки по заданным критериям.

Включение всего вышеперечисленного в урочную, внеурочную деятельность.

См. программу по предметам, включаю в рабочую программу конкретно на каких уроках это реально и необходимо.

Система работы с портфолио.

Использование технологических карт на уроках.

Взаимодействие с родителями.

Лекторий для родителей.

Как делать уроки.

Отсутствие навыков взаимодействия в группе

Организовать практикум для передачи способа успешного взаимодействия и приобретения навыков общения.

Лекторий для родителей по темам:

- агрессивное поведение;

- детские манипуляции и ложь;

- как помочь ребенку наладить контакт;

- или др. по запросу родителей или исходя из круга проблем.

Групповые занятия с психологом, например, по знакомству с эмоциональной сферой (согласовываем с психологом).

Классные часы:

- игры на сближение, доверие;

- «Я среди других»;

- «Самооценка»;

- «Как не подраться, если обижают»;

- «Кто обзывается, тот …».

Включение парной и групповой работы в урочную деятельность.

В системе – анализ способа взаимодействия в группе с акцентом на положительном опыте (выявление того, почему получилось…)

Подготовка внеклассных мероприятий: независимо от общешкольного плана хотя бы одно глобальное дело должно стать объединяющим – спектакль к празднику, поздравление мамам, свой концерт в классе под НГ, участие в фестивале, в неделе науки… (выбери возможное и дерзай).

Организация командных игр по строгим общим правилам(на прогулке в ГПД, в перемену, на уроках физкультуры/ гимнастики, на классном часе, в поездке или походе).

Проектная деятельность

Общие выезды(на природу или в дальнюю поездку) с обязательным общим игровым сбором. Участие в олимпиаде «Парки. Музеи.Усадьбы.»

Низкая мотивация и пр.

Формирование интереса к учебной деятельности через системный анализ и организацию целеполагания.

Работа с портфолио уч-ся.

В системе классных часов 1-2 раза в месяц.

Включение познавательных интересных игровых заданий, планирование экскурсионной работы под учебную программу.

Проектные работыза рамками урока (ВНД),

Выявление причин, контакт с психологом и родителями.

Использование технологических картна уроках (позволяет ставить малые достижимые цели на каждом этапе урока).

Включение целеполагания, самооценки, задачной формы обучения в урок.

Низкий уровень речевого развития

Развитие познавательной сферы, развитие речи учащихся.

Взаимодействие с логопедом.

Лекторий для родителей:

-как научить Вашего ребенка выступать публично.

Групповая работа.

Представление возможности реализовывать речевую практику(монологические выступления, мини-проекты в уроке).

Сочинения по впечатлениям после экскурсионной поездки, презентация результатов проектов.

Классные часы:

-работа с пониманием текста;

-работа с притчами;

-тематические классные часы по календарным событиям.

Участие в общешкольных мероприятиях.

Весь перечень приведен для примера.

Понятно, что перечень получится неполный, здесь в таблице варианты даны для примера. У каждого педагога должен получиться свой набор проблем для класса, а так же и средств, арсенал возможностей, у каждого будет свой. Но чем конкретнее способы и формы продуманы, тем реальнее будет план для воплощения.

4. Завершаем работу составлением сетки и циклограммы, где помесячно расписано каждое действие из вышепредставленной таблицы.

Добавляем в нашу таблицу мероприятия из общешкольного плана по календарным праздникам и событиям (плюс думаем о том, какие задачи мы сможем решить через эти направления).

Помним о добрых делах, спортивных праздниках, традициях школы.

Учитываем методические рекомендации в рамках школы.

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Сентябрь

- работа педагога(-ов):

- работа с родителями;

- практикум уч-ся.

Октябрь

Классному руководителю полезно обсудить свои задачи и стратегию их решения со всеми педагогами, работающими с этим классом.

В итоге, получим реальный, продуманный и обоснованный план воспитательной работы, не формальный, не скопированный, а созданный под конкретный класс с комплексом мер для решения проблем.

Стратегию переводим в тактику.

Будет ли он реализован? А здесь см. пункт 3.1.а,b.

ИСТОЧНИК