Внедрение ФГОС
Обязательное введение ФГОС в соответствии с ФЗ « Об образовании» началось с 1 сентября 2011 года, а постепенный переход на новые стандарты в 2010 – 2022 годах является одним из ключевых положений президентской инициативы «Наша новая школа», обеспечивающей преемственность основных направлений Концепции модернизации российского образования, реализация которой завершается в этом году.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит ФГОС нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; включение ее в социальную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированых образовательных систем.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это станет залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Акцент делается на овладение школьниками способами и технологиями, которые пригодятся им в будущем. При этом подчеркивается субъективно-творческий характер такой деятельности: исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых школьники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Начальная школа является составной частью всей системы образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Достижение указанных результатов сможет обеспечить возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружающего нас мира – это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать. Поэтому главное направление Стандартов – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями.
Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно – коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с клавиатурой, учатся писать, создавать файлы, работают со сменным носителем, знакомятся с интернетом.
Новым направлением в учебном плане является внеурочная деятельность – это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка: хореография, подвижные игры, экскурсионная программа, проектная деятельность, художественное слово.
В рамках подготовки по внедрению ФГОС НОО была проведена следующая работа:
- все учителя 1-х классов прошли обучение на курсах повышения квалификации МИОО по теме «ИКТ – компетентность учителя начальной школы»;
- разработана Основная образовательная программа начального общего образования;
- написаны рабочие программы по предметам начального общего образования, реализуемые в 1-ом классе;
- составлено расширенное календарно – тематическое планирование учебных курсов, включенных в рабочую программу;
- у всех учителей начальных классов имеется в наличии АРМ учителя в кабинете начального образования;
- использование ИКТ для развития языковой грамотности (запись звука, видеотехнологии, создание текстов);
- применение технологии проектной деятельности с использованием оборудования (мультимедийный комплекс, ноутбук) и работа в программах ПервоЛого, ЛогоМиры;
- работа в информационной среде с использованием масbook-ob и др. оборудования;
- в рамках инновационной недели всеми учителями 1-х классов были даны открытые уроки по математике, обучению грамоте и окружающему миру;
- освоили деятельностную основу организации учебного процесса;
- принципы организации образовательного процесса в адаптационный период первоклассника;
Учителя ознакомились:
- с текстом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с основной образовательной программой начального общего образования;
- с Уставом образовательного учреждения;
- с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10;
Учителя приняли:
- Концепцию ООП НОО образовательного учреждения.